На главную (библиовести) карта сайта письмо отключить фреймы
Характеристика
Издания на CD
Книжные выставки
Энциклопедии
Искусство
Фонд редких книг
Фонд периодики
Фонд отчетов о НИР

Тематические книжные выставки
2007 год

апрель |май |июнь

Обложка книги Васильева-Шляпина Г.Л.

 СИБИРСКИЕ КРАСАВИЦЫ В.СУРИКОВА. 
 Портрет в творчестве художника 


Санкт-Петербург, 2002. 352с.

(премьера книги)
Обложка книги

В монографии раскрываются новые и необычные стороны дарования великого русского художника В.И. Сурикова (1848-1916). Впервые подробно рассматривается ранее малоисследованный портретный жанр творца известнейших исторических картин "Утро стрелецкой казни", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова", "Взятие снежного городка", "Покорение Сибири Ермаком", "Переход Суворова через Альпы", "Степан Разин", "Посещение царевной женского монастыря" и "Благовещение".

В издании, предназначенном для искусствоведов, художников и широкого круга любителей искусства, воспроизведены более 650 цветных и тоновых иллюстраций.

С книгой можно познакомиться в читальных залах НБ КрасГУ:
ЧЗ.2, ЧЗ.3 (пр. Свободный, 79, ауд.1-11, 32-04), ЧЗ.4 (ул. Маерчака, 6, ауд. 1-23).

Книгу можно приобрести по адресу:
ул. Ленина, 28, магазин "Русское слово", т.27-13-60.

Васильева-Шаляпина Г.Л. - автор книги Автор:
Галина Леонтьевна Васильева-Шляпина - кандидат искусствоведения, доцент Красноярского государственного университета, член Ассоциации искусствоведов (АИС) Творческого союза историков искусства и художественных критиков стран СНГ (Москва). В 1996 году принята в члены International Association of Art Critics (AICA, Paris, France).
С 1996 года - председатель Научного совета Красноярского фонда имени В. И. Сурикова. Президент фонда эстетического развития "Молодежь и искусство". Активный участник "Суриковских чтений", ежегодно организуемых на родине художника в Сибири. Автор более 160 публикаций. Научные интересы и основные исследовательские работы посвящены проблемам русского изобразительного искусства и художественной культуре России XIX-XX веков.

Подробнее о книге:
Суриков В. Автопортрет. 1879 Исторические картины великого русского живописца В.И. Сурикова пользуются большой и заслуженной известностью. Но как портретист он мало изучен, хотя его портретное наследие значительно по объему и обладает большой художественной ценностью.

В монографии впервые собраны сведения обо всех портретах, находящихся в музеях разных городов и в частных коллекциях. Накопленный в течение двадцати лет научный материал позволил проанализировать эволюцию и определить портретную концепцию художника.

Автору пришлось решать разные задачи. Во-первых, осознавая своеобразное отношение Сурикова к портретному жанру, рассмотреть его в сложных взаимосвязях с другими произведениями и с учетом культурного контекста эпохи. Во-вторых, атрибутировать малоизвестные роботы, ранее не упоминавшиеся исследователями, и разоблачить фальшивые, поддельные, находящиеся не только в приватных, но и государственных коллекциях. В-третьих, определить периодизацию творчества и характерные особенности каждого периода. А также проанализировать портретный метод, включающий принципы типологизации, отношение к модели, к сходству, учитывая основные тенденции изобразительного искусства того времени.

Поскольку никто из исследователей ранее углубленно не интересовался суриковскими автопортретами, то возникла необходимость выявления их особого качества, способствующего выработке специфической художественной образности. Были привлечены мемуарная литература, эпистолярное наследие и дореволюционная периодика. Новые архивные данные позволили глубже осознать и оживить самобытную личность творца.

Суриков В. Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской. 1890-е Суриков В. Портрет О.В.Суриковой, дочери художника. 1888 Суриков В. Портрет художника П.П.Кончаловского. 1905

Монография состоит из трех глав, скомпонованных по хронологическому принципу, заключения и подробного списка всех портретов. Впервые составленный "Иллюстрированный список портретных произведений В. Сурикова" включает все известные к данному времени портреты, хранящиеся в музеях и галереях России, стран СНГ, отечественных и зарубежных частных коллекциях.

В первой главе рассматривается становление портретного творчества 1860- 1880-х годов. Ранние пробы сменяются академическими заданиями, а затем стремлением к собственной неповторимости. Подчеркнута благотворность первого зарубежного путешествия. Выделен детский портрет, изображения родных и близких. Лирико-романтическая трактовка женских образов ("Всеобщая мечта о прекрасном") дана в сравнении с другими художниками - Венециановым и Тропининым, Брюлловым и Крамским, Максимовым и Кустодиевым, Нестеровым и Рябушкиным.

Вторая глава посвящена обретению суриковского своеобразия в 1890-х годах. Чувствами и воображением художника овладевают сибирские образы - казачки и сибирячки в старинных узорчатых одеяниях. В женских портретах Суриков создал свой космос - цельный и безграничный, вобравший идеальное и реальное, правдоподобное и символичное. Уникальная особенность его живописи - свежесть образов в сочетании с виртуозностью исполнения позволила художнику постигнуть глубину мира, скрытого в душе человека. Простота и доверительность интонаций, намеренный уход от быта преодолевали сопротивление суетного времени в стремлении к вечным ценностям.

Расцвет суриковского портретизма начала XX века рассматривается в третьей главе. Костюмированные портреты, изображения современниц, друзей и добрых знакомых, донских и сибирских казаков, священников и музыкантов, коллег и соратников - все разнообразие неповторимых лиц свидетельствует о широте художественного диапазона. Красочная энергия холстов, глубинное уважение и преклонение перед человеком способствовали появлению портретных шедевров.

(Из введения к книге)